MENU
Главная » Статьи » Мои статьи

Проектный метод в приобщении старших дошкольников к труду

«Теория и практика дошкольного образования: пути обновления» (сборник научных статей, выпуск 1/ под ред. С.Н.Томчиковой.- Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 184с.)

Проектный метод в приобщении старших дошкольников к труду

 

В настоящее время ведётся поиск эффективных методов в организации различной деятельности, в том числе и трудовой.

Анализ современных исследований (Б.В.Игнатьев, М.В.Крупенина, В.Н. Шульгина и др.) показал, что эффективным методом организации самостоятельной трудовой деятельности дошкольников может выступить метод проектов.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социальных.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов: творческие, поисковые, сюжетные.

Используя технологию проектов впервые, педагог должен подключать ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, далее эпизодическое участие в ней, затем партнёрство и, наконец, сотрудничество.

М.В. Крупенина отмечает, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, половых, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

Реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями взрослого и саморазвитием, обусловленным собственным развитием ребёнка, позволяет технология проектирования, когда соотношение «ребёнок – взрослый» строится на соучастии.

Соучастие в деятельности – это общение на равных, ребёнок выступает субъектом. То есть заказчиком, взрослый же не указывает, не критикует и не оценивает результаты. Проанализировать и оценить свою работу предлагается самим детям. Также они сами ставят проблемные задачи: «Что не получилось?», и «Что нужно сделать, чтобы это исправить?». Таким образом, у детей формируется и развивается потребность самостоятельно решать возникающие проблемы, а взрослый лишь подталкивает их к этому.

Учитывая достоинства метода проектирования, мы разработали проект приобщения старших дошкольников к труду взрослых.

 

Проект «Путешествие капустной семечки»

Проблема: «Знакомство с трудом овощеводов».

Цели: закладывать основы интереса к труду, уважительного отношения к людям труда, желание участвовать в посильном общественном труде; прививать любовь к труду на родной земле; воспитывать чувство сопричастности ко всему тому, чем живёт родной посёлок.

Задачи:

1) познакомить детей с тем, какие овощи и для чего выращивают на больших полях;

2) сформировать представление о том, какие сельскохозяйственные машины помогают овощеводам в их труде;

3) обратить внимание дошкольников на слаженность, взаимопомощь в труде рабочих, когда приходит пора уборки овощей и надо очень быстро собрать урожай с огромных участков.

Участники проекта: воспитанники старшей-подготовительной группы, педагоги группы (воспитатели, музыкальный руководитель), родители воспитанников, работающие в овощеводстве.

Сроки реализации проекта: в течение года.

Таблица

Мероприятия

Содержание

1.

Привлечение детей к участию и планированию мероприятий, решению проекта

Интригующее начало, игровая мотивация «помочь фее Природе пропавшую помощницу Капусту».

Обозначение проблемы, варианты решения проблемы, предложенные детьми.

2.

Совместная деятельность всех участников проекта

Экскурсии, наблюдения за работой овощеводов, создание проблемных ситуаций, увлекательные рассказы взрослых о своём труде и его значимости для других. Создание необходимых условий и подготовка атрибутов на тему выращивания овощей; организация посильного труда детей на огороде и в детском саду; подготовка презентации проекта «Праздник урожая»

3.

Презентация проекта

Проведение праздника «В гостях у Осени»

 

Поэтапное решение проекта

Этапы выращивания капусты:

- подготовка земли: осенью вспахали, зимой внесли удобрения, произвели снегозадержание;

- весной: а) выращивание рассады; б) боронование (рыхление почвы); в) посадка рассады капусты;

- летом: а) борьба с сорняками (культивирование – междурядная обработка почвы); б) внесение удобрений; в) полив;

- осенью: уборка капусты.

1 этап.

1.Экскурсия в ремонтную мастерскую «Кто лечит машины» (зимой).

Цели: Расширять представления детей о труде рабочих – овощеводов в зимнее время: ремонтируют сельскохозяйственные машины, готовят их к работе весной, летом, осенью. Воспитывать у детей интерес и уважение к нелёгкому, но очень нужному труду механизаторов, слесарей-ремонтников. Обратить внимание на слаженность в работе, ловкость, взаимопомощь. Развивать речь детей, активизировать словарь: ремонтная мастерская, слесарь, токарь, ремонт, токарный станок.

Методические приёмы: осмотр помещения, оборудования, беседа с механизаторами, токарем, сварщиком об их работе.

2.Творческая игра «Ремонтная мастерская»

Подготовка к игре: беседа по итогам наблюдений в ремонтной мастерской; игра «Отгадайте, как это называется?» (детали, инструменты детского игрового конструктора); рассматривание игрушек – сельскохозяйственных машин.

Развитие игры:

  1. подготовка игрового пространства;
  2. выбор сюжета;
  3. распределение ролей;
  4. игра;
  5. подведение итогов.

3.Экскурсия в овощехранилище «Заботимся об овощах» (зимой)

Цели: Расширить представление детей о труде рабочих – овощеводов в зимнее время: сортируют картофель. Готовят семена к весенним посадкам. Воспитывать интерес и уважение к нелёгкому, но очень нужному труду овощеводов. Обратить внимание на слаженность, ловкость, взаимопомощь. Развивать речь детей, активизировать словарь: овощехранилище, контейнер, отдушины для воздуха, тены (для поддержания нужной температуры воздуха), отсеки для складирования овощей.

Методические приёмы: осмотр помещения, беседа с бригадиром.

 

4. Ручной труд на тему «Овощи» (2 занятия)

Цель: Закреплять у ребёнка позицию созидания и чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда; совершенствовать у детей способы изготовления поделок из папье-маше.

Предварительная работа: отгадывание загадок об овощах; дидактические игры: «Волшебный мешочек» (отгадывание овощей на ощупь), «Четвёртый – лишний» (классификация), «Составь овощ» (разрезные картинки). Изготовление основы из пластилина для муляжей.

Материалы и оборудование: кусочки газеты, клейстер, муляжи овощей из пластилина, салфетки, острый нож (для воспитателя), гуашь, кисти.

Методические приёмы:

- рассматривание образца с выделением материалов, из которых изготовлена поделка;

- планирование предстоящей деятельности;

- самостоятельная работа детей;

-анализ выполненной работы.

4. Рисование на тему «Что мы видели на экскурсии» (по результатам двух экскурсий)

Цели: помочь детям запечатлеть образы, полученные в результате наблюдений, на бумаге, используя знакомые им выразительные средства.

Материалы и оборудование: тонированная бумага, акварель, гуашь, кисти, фломастеры, простой и цветные карандаши.

Методические приёмы:

- беседа-напоминание «Что мы видели на экскурсии»;

- беседа-определение замысла рисунка;

- выбор изобразительных средств и материалов;

- самостоятельная деятельность детей;

- подведение итогов занятия;

- рассматривание готовых работ.

2 этап.

  1. Беседа «Как сажают капусту». Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о процессе посадки капусты.
  2. Экскурсия в тепличное хозяйство «Выращивание рассады капусты».
  3. «Чтобы вырос хороший урожай» (наблюдение за работой по выращиванию капусты и уходу за ней: боронование, культивирование, полив).

Цель: систематизировать имеющиеся у ребят знания о выращивании капусты; воспитывать интерес к труду овощеводов.

Обогащение словаря: боронование, борона, сорняки, культивирование, культиватор, поливальные машины.

  1. Труд на огороде детского сада.

- подготовка земли (вторичная перекопка, рыхление);

- посадка рассады капусты;

- прополка капусты (борьба с сорняками);

- полив капусты;

- уборка капусты.

Материалы и оборудование: лопаты, тяпки, вёдра, грабли, лейки

3 этап.

Экскурсия на капустное поле «пора уборки урожая».

Цели: дать детям понятие о содержании труда овощеводов в осенний период, показать слаженность в их работе. Взаимопомощь. Использование в труде сельскохозяйственных машин. Рассказать о дружбе и взаимопомощи рабочих разных специальностей. Воспитывать уважение к людям, выращивающим овощи, желание оказывать им посильную помощь.

Предварительная работа: наблюдение за разгрузкой овощей в детском саду; беседа «Как убирают овощи дома на огороде»; посещение воспитателем бригады овощеводов, уточнение содержания предстоящей беседы.

Ход экскурсии: наблюдение за работой овощеводов, беседа с бригадиром о рабочих, которые рубят капусту.

4 этап.

1.Итоговая беседа «что мы знаем о труде овощеводов?».

Цели: закрепить знания о названиях овощей, правильное использование обобщения: овощи; о содержании и характере труда овощеводов. Уточнить знание детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.

Материалы: 5-6 видов овощей, наборы картинок с изображением орудий труда овощеводов, некоторых сельскохозяйственных машин, подбор загадок об овощах.

2.Презентация праздника урожая «В гости к Осени».

Предварительная работа: разучивание и инсценирование песен, разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок, изготовление шапочек-масок овощей, подарков, пригласительных билетов для гостей.

Содержание праздника: стихи, загадки, игры, песни, танцы, частушки, вручение подарков, праздничное чаепитие.

В результате проведённой работы и полученных положительных результатов нами сделан вывод, что особый интерес представляет метод проектирования в развитии субъектной позиции старших дошкольников в процессе приобщения к труду.

 

Список литературы

  1. Алексеева О.П. Кем быть?: проект по ознакомлению с трудом взрослых /О.П.Алексеева, Н.В.Круглова//Ребёнок в детском саду. – 2005. - №3.- с. 34-41.
  2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько.- М.; Педагогика, 1995.- 287 с..
  3. Воспитание дошкольника в труде /В.Г.Нечаева (и др.); под ред. В.Г.Нечаевой.- 3-е изд., испр. И доп.- М.: просвещение, 1983. – 207 с.
  4. Кларин, М.В. Инновации и обучении. Метафоры и модели /М.В.Кларин – М.: Наука, 1997.- 222с.
  5. Кустов, Л.М.Анализ и проектирование педагогической деятельности; программа и методические указания /Л.М.Кустов.-Челябинск: Обл. ИУУ, 1991.- 103с.
  6. Ковальчук, Я.И.Трудовое воспитание дошкольников /Я.И.Ковальчук, М.А.Васильева,- Минск: 1983.-72с.
  7. Куцакова, Л.В. Воспитание ребёнка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, активно-творческого; В мире прекрасного: программно-методическое пособие /Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова.-М.: Владос, 2003.-363-364.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Nemo1983 (22.10.2013)
Просмотров: 25 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz