Главная » Статьи » Мои статьи |
«Теория и практика дошкольного образования: пути обновления» (сборник научных статей, выпуск 1/ под ред. С.Н.Томчиковой.- Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 184с.) Проектный метод в приобщении старших дошкольников к труду В настоящее время ведётся поиск эффективных методов в организации различной деятельности, в том числе и трудовой. Анализ современных исследований (Б.В.Игнатьев, М.В.Крупенина, В.Н. Шульгина и др.) показал, что эффективным методом организации самостоятельной трудовой деятельности дошкольников может выступить метод проектов. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование – комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социальных. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов: творческие, поисковые, сюжетные. Используя технологию проектов впервые, педагог должен подключать ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, далее эпизодическое участие в ней, затем партнёрство и, наконец, сотрудничество. М.В. Крупенина отмечает, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, половых, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой. Реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями взрослого и саморазвитием, обусловленным собственным развитием ребёнка, позволяет технология проектирования, когда соотношение «ребёнок – взрослый» строится на соучастии. Соучастие в деятельности – это общение на равных, ребёнок выступает субъектом. То есть заказчиком, взрослый же не указывает, не критикует и не оценивает результаты. Проанализировать и оценить свою работу предлагается самим детям. Также они сами ставят проблемные задачи: «Что не получилось?», и «Что нужно сделать, чтобы это исправить?». Таким образом, у детей формируется и развивается потребность самостоятельно решать возникающие проблемы, а взрослый лишь подталкивает их к этому. Учитывая достоинства метода проектирования, мы разработали проект приобщения старших дошкольников к труду взрослых.
Проект «Путешествие капустной семечки» Проблема: «Знакомство с трудом овощеводов». Цели: закладывать основы интереса к труду, уважительного отношения к людям труда, желание участвовать в посильном общественном труде; прививать любовь к труду на родной земле; воспитывать чувство сопричастности ко всему тому, чем живёт родной посёлок. Задачи: 1) познакомить детей с тем, какие овощи и для чего выращивают на больших полях; 2) сформировать представление о том, какие сельскохозяйственные машины помогают овощеводам в их труде; 3) обратить внимание дошкольников на слаженность, взаимопомощь в труде рабочих, когда приходит пора уборки овощей и надо очень быстро собрать урожай с огромных участков. Участники проекта: воспитанники старшей-подготовительной группы, педагоги группы (воспитатели, музыкальный руководитель), родители воспитанников, работающие в овощеводстве. Сроки реализации проекта: в течение года. Таблица
Поэтапное решение проекта Этапы выращивания капусты: - подготовка земли: осенью вспахали, зимой внесли удобрения, произвели снегозадержание; - весной: а) выращивание рассады; б) боронование (рыхление почвы); в) посадка рассады капусты; - летом: а) борьба с сорняками (культивирование – междурядная обработка почвы); б) внесение удобрений; в) полив; - осенью: уборка капусты. 1 этап. 1.Экскурсия в ремонтную мастерскую «Кто лечит машины» (зимой). Цели: Расширять представления детей о труде рабочих – овощеводов в зимнее время: ремонтируют сельскохозяйственные машины, готовят их к работе весной, летом, осенью. Воспитывать у детей интерес и уважение к нелёгкому, но очень нужному труду механизаторов, слесарей-ремонтников. Обратить внимание на слаженность в работе, ловкость, взаимопомощь. Развивать речь детей, активизировать словарь: ремонтная мастерская, слесарь, токарь, ремонт, токарный станок. Методические приёмы: осмотр помещения, оборудования, беседа с механизаторами, токарем, сварщиком об их работе. 2.Творческая игра «Ремонтная мастерская» Подготовка к игре: беседа по итогам наблюдений в ремонтной мастерской; игра «Отгадайте, как это называется?» (детали, инструменты детского игрового конструктора); рассматривание игрушек – сельскохозяйственных машин. Развитие игры:
3.Экскурсия в овощехранилище «Заботимся об овощах» (зимой) Цели: Расширить представление детей о труде рабочих – овощеводов в зимнее время: сортируют картофель. Готовят семена к весенним посадкам. Воспитывать интерес и уважение к нелёгкому, но очень нужному труду овощеводов. Обратить внимание на слаженность, ловкость, взаимопомощь. Развивать речь детей, активизировать словарь: овощехранилище, контейнер, отдушины для воздуха, тены (для поддержания нужной температуры воздуха), отсеки для складирования овощей. Методические приёмы: осмотр помещения, беседа с бригадиром.
4. Ручной труд на тему «Овощи» (2 занятия) Цель: Закреплять у ребёнка позицию созидания и чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда; совершенствовать у детей способы изготовления поделок из папье-маше. Предварительная работа: отгадывание загадок об овощах; дидактические игры: «Волшебный мешочек» (отгадывание овощей на ощупь), «Четвёртый – лишний» (классификация), «Составь овощ» (разрезные картинки). Изготовление основы из пластилина для муляжей. Материалы и оборудование: кусочки газеты, клейстер, муляжи овощей из пластилина, салфетки, острый нож (для воспитателя), гуашь, кисти. Методические приёмы: - рассматривание образца с выделением материалов, из которых изготовлена поделка; - планирование предстоящей деятельности; - самостоятельная работа детей; -анализ выполненной работы. 4. Рисование на тему «Что мы видели на экскурсии» (по результатам двух экскурсий) Цели: помочь детям запечатлеть образы, полученные в результате наблюдений, на бумаге, используя знакомые им выразительные средства. Материалы и оборудование: тонированная бумага, акварель, гуашь, кисти, фломастеры, простой и цветные карандаши. Методические приёмы: - беседа-напоминание «Что мы видели на экскурсии»; - беседа-определение замысла рисунка; - выбор изобразительных средств и материалов; - самостоятельная деятельность детей; - подведение итогов занятия; - рассматривание готовых работ. 2 этап.
Цель: систематизировать имеющиеся у ребят знания о выращивании капусты; воспитывать интерес к труду овощеводов. Обогащение словаря: боронование, борона, сорняки, культивирование, культиватор, поливальные машины.
- подготовка земли (вторичная перекопка, рыхление); - посадка рассады капусты; - прополка капусты (борьба с сорняками); - полив капусты; - уборка капусты. Материалы и оборудование: лопаты, тяпки, вёдра, грабли, лейки 3 этап. Экскурсия на капустное поле «пора уборки урожая». Цели: дать детям понятие о содержании труда овощеводов в осенний период, показать слаженность в их работе. Взаимопомощь. Использование в труде сельскохозяйственных машин. Рассказать о дружбе и взаимопомощи рабочих разных специальностей. Воспитывать уважение к людям, выращивающим овощи, желание оказывать им посильную помощь. Предварительная работа: наблюдение за разгрузкой овощей в детском саду; беседа «Как убирают овощи дома на огороде»; посещение воспитателем бригады овощеводов, уточнение содержания предстоящей беседы. Ход экскурсии: наблюдение за работой овощеводов, беседа с бригадиром о рабочих, которые рубят капусту. 4 этап. 1.Итоговая беседа «что мы знаем о труде овощеводов?». Цели: закрепить знания о названиях овощей, правильное использование обобщения: овощи; о содержании и характере труда овощеводов. Уточнить знание детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей. Материалы: 5-6 видов овощей, наборы картинок с изображением орудий труда овощеводов, некоторых сельскохозяйственных машин, подбор загадок об овощах. 2.Презентация праздника урожая «В гости к Осени». Предварительная работа: разучивание и инсценирование песен, разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок, изготовление шапочек-масок овощей, подарков, пригласительных билетов для гостей. Содержание праздника: стихи, загадки, игры, песни, танцы, частушки, вручение подарков, праздничное чаепитие. В результате проведённой работы и полученных положительных результатов нами сделан вывод, что особый интерес представляет метод проектирования в развитии субъектной позиции старших дошкольников в процессе приобщения к труду.
Список литературы
| |||||||||||||
Просмотров: 402 | |
Всего комментариев: 0 | |